No Image

Части седла лошади

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Кроме уздечки важным снаряжением для верховой езды является седло. Его задача в первую очередь защищать спину лошади и только потом создавать удобство всаднику.

Как ни странно, при езде без седла, давление на спину лошади больше, чем при езде с седлом. Равномерное распределение нагрузки создает гораздо меньше дискомфорта её спине, именно поэтому, так кропотливо подбирается седло в каждом конкретном случае.

При его подгонке учитывают высоту холки, длину ленчика, назначение, поэтому обычно сёдла делают на заказ. Надеть чужое седло лошади будет сравнимо с надеванием чужой обуви. Существует несколько типов сёдел, а в каждой группе имеются свои разновидности.

Итак, в современном конном мире можно встретить:

  • Седла английского типа;
  • Седла типа вестерн;
  • Седла азиатского типа;
  • Седла испанского типа и многие другие, но малоизвестные в России.

Особняком стоит дамское седло для лошади, которое сейчас можно встретить на конных шоу и исторических реставрациях.

Для классических видов спорта (выездка, конкур, троеборье) принято использовать сёдла английского типа, они, естественно, отличаются друг от друга, но имеют основные составляющие, присущи всем сёдлам:

  • передняя лука (1);
  • задняя лука (2);
  • подкрылок (3);
  • крыло (4);
  • потник (5);
  • приструги (6);
  • подпруги (7);
  • передняя подпруга (8);
  • задняя подпруга (9);
  • подушка (10);
  • шнеллер (11);
  • верхний и нижний ремень путлищ (12, 13);
  • стремя (14);
  • опорная часть стремени (15).

Желательно использовать стремена из нержавеющей стали – они самые прочные и точно не сломаются в самый неподходящий момент. С каждой стороны ступни всадника должны быть просветы приблизительно по 1, 5 см. Для безопасности путлища должны быть прочными, перед каждой тренировкой их следует проверять.

Подпруга нужна, чтобы удерживать седло на месте, её тип зависит от телосложения лошади, типа седла и выполняемой работы. Традиционно подпруги делали из кожи, но сейчас их нередко делают из синтетических материалов.

Потники и вальтрапы кладутся под седло, и они удобнее для спины лошади, чем кожаный низ седла. Они должны быть сделаны из натуральных материалов, впитывающих пот лошади. Центральную часть потника заправляют под камеру седла, чтобы он не оказывал давления на позвоночник лошади. Потники и вальтрапы надо регулярно стирать – грязь на них может травмировать спину лошади.

Чтобы седло не сползало назад, оно может иметь подперсье (нагрудник).

Мартингал (кожаный ремень, проходящий от подпруги между ногами лошади и прикрепляющийся к оголовью) используется преимущественно для того, чтобы лошадь не задирала голову выше определенного уровня и всаднику было проще добиться сбора.

К седлам английского типа относятся также: скаковое, учебное и универсальное спортивное седло. Последние два чаще других используются в прокате и при обучении начинающих всадников.

Выездковое седло имеет глубокое седалище с прямыми крыльями, это позволяет всаднику ездить на более длинных стременах, имея, таким образом, лучший контакт шенкелей и боков лошади.

Конкурное седло имеет более удлиненный и плоский ленчик, крылья более короткие и выдвинутые вперед, что помогает всаднику сохранять необходимую посадку – подать корпус вперед и укоротить стремена.

Троеборное седло очень похоже на конкурное, но крылья еще больше выдвинуты вперед, а упоры для ног более выражены, что необходимо для полевой посадки.

Скаковое седло еще более приспособлено для посадки с упором колен в крылья и укорочением стремян, оно максимально облегчено, спутать его с другими седлами невозможно.

Существуют и другие типы седел, достаточно специфичные и распространенные только в определенных кругах.

Казачье седло.

Офицерское седло.

Фермерское седло.

Универсальное спортивное седло и учебное седло практически идентичны, их можно считать гибридом конкурного и выездкового седла.

Сёдла для лошади, как и уздечки, традиционно делают из кожи, хотя сейчас всё чаще можно встретить и более дешевые из синтетических материалов.

Седло́ — часть амуниции для езды верхом и перевозки грузов на спине животного.

Наиболее распространены сёдла для лошадей, хотя есть специальные седла для верблюдов и слонов [1] [2] . Древнейшими седлами служили попоны, удерживаемые ремнями, а современное седло представляет собой сложную и зачастую дорогую конструкцию. Седло влияет на движения лошади и посадку всадника. Плохо подогнанное седло может нанести лошади физический вред. Обычно седло собирается на пластиковой или деревянной раме — ленчике (арчаке), хотя существуют и безленчиковые сёдла [3] . Сёдла как правило имеют два размера, указываемых в дюймах: по лошади — широкое, среднее и узкое, и по всаднику (в зависимости от длины ног) [4] . Задачи седла для верховой езды — создание удобства для всадника и защита спины животного. При езде без седла основной вес всадника приходится на седалищные кости, а седло перераспределяет нагрузку по лавкам седла, общая площадь которых больше площади соприкасающихся со спиной лошади седалищных костей всадника. Таким образом, несмотря на увеличение общей массы на спине лошади, давление на единицу поверхности её спины уменьшается [5] .

Сёдельщик — мастер по изготовлению сёдел. Арча́жник (арча́жный мастер) — ранее, в России, специалист по изготовлению арчака, главного элемента сёдел.

Содержание

История [ править | править код ]

Люди стали ездить верхом на лошадях вскоре после их одомашнивания, вероятно около 4000 лет до н. э [6] . Древнейшей подобной седлу амуницей считаются попоны, использовавшиеся в ассирийской кавалерии около 700 лет до н. э. Её крепили на спине лошади с помощью подпруги, состоящей из подперсья и подхвостника [7] . По свидетельству самых ранних изображений сёдла всегда являлись символами статуса. Чтобы продемонстрировать богатство и статус владельца седла, его украшали швейными и кожевенными элементами, драгоценными металлами, в том числе золотом, резьбой по дереву и рогу и прочими орнаментами [8] . У североиранских евразийских кочевников, скифов и саков, появилось рудиментарное седло, которое состояло из двух лежащих параллельно на спине лошади кожаных подушек с прикреплённой к ним подпругой, передней и задней луки со съёмной облицовкой из дерева или рога, кожаных ремней, подхвостника, подперсья и войлочного чепрака, украшенного анималистическими орнаментами. Подобные сёдла были обнаружены в Пазарыкских курганах [9] . Сёдла, найденные на плато Укок в Сибири, датируются 500—400 годами до н. э [7] [8] . Изображения сёдел встречаются в искусстве древних армян, ассирийцев и в каменных рельефах степных кочевников времён Ашшурнацирапала II. У скифов также были украшенные сёдла с потником [7] . Хотя они были лишены ленчика и стремян, с ними верховая езда была более удобной, кроме того они немного защищали всадника. Сарматы также пользовались безленчиковыми сёдлами с потниками возможно уже в 7 веке до нашей эры [10] .

Читайте также:  Она всеволишь кошка

Первые сёдла с твёрдым ленчиком делали из войлока, которым обтягивали деревянный каркас. Азиатская форма появилась в эпоху диинастии Хань примерно в 200 годах до н. э. [7] На западе его аналог, седло «с 4 рогами» использовалось римлянами в I веке до нашей эры [11] . Обе эти разновидности не имели стремян [7] .

Появление твёрдого ленчика имело большое значение: благодаря такой конструкции всадник приподнимался над спиной лошади, давление от его веса распределялось равномернее, верховая езда стала удобнее как для человека, так и для лошади, продолжительность использования животного увеличилась. Кроме того, это новшество привело к появлению современных стремян [5] , которое стало важной вехой в развитии седла. Первые подобия стремян начали использовать в Индии во 2 веке до н. э. Это были простые кожаные петли, служившие опорой для ступни всадника. Они не обеспечивали существенной поддержки. Считается, что современные стремена были изобретены в северном Китае кочевыми племенами, однако первые достоверные изображения всадника с парными стременами были найдены в гробницах династии Цзинь и датируются примерно 302 годом н. э. [12] В Китае к 477 году стремена уже стали широко распространёнными, позднее они появились и в Европе [13] .

В Средневековье конструкция седла претерпела изменения, они стали крепче и лучше поддерживали всадника. Появилась передняя и задняя лука, которые помогали удержаться в седле. В XIII веке передняя лука рыцарского седла стала шире и превратилась в переднюю спинку, которая прикрывала всадника от пояса почти до колен. Заднюю луку изгибали по краям вперёд, чтобы она охватывала бёдра всадника. Подобная конструкция была позаимствована западноевропейскими рыцарями у арабов во время Крестовых походов. Средневековое седло состояло из ленчика, сиденья, металлических крепежей, ремней и внешнего покрытия. Ленчик обычно делали из бука: две плоских доски, располагавшиеся по обе стороны от позвоночника лошади, соединялись передней лукой и задней лукой. Между луками располагалось сиденье, подпруги и стремена крепились к боковым пластинам ленчика. Сиденье было приподнято над боковыми пластинами. Седельную подушку набивали сеном. Внутреннюю поверхность седла покрывали бараньей кожей, а внешнюю обтягивали бархатом или телячьей кожей [14] .

В XV веке изогнутые края задней луки стали тоньше, а передняя лука ещё расширилась. В передней и задней частях ленчиках имелись скобы для крепления подперсья и подхвостника. Подхвостник зачастую представлял собой широкие ремни с резными краями, украшенные шитьём или металлическими деталями в виде небольших щитов из позолоченной эмалированной меди с изображением герба владельца седла [14] .

Современное седло [ править | править код ]

В дальнейшем появилось два принципиально отличающихся типа сёдел: английское седло и седло вестерн.

Один из вариантов английского седла был разработан Франсуа Робишоном де ля Гериньером, французским мастером классической выездки [15] . В XVIII веке в Англии стала очень популярна охота на лис. В старых сёдлах с высокой передней и задней лукой было неудобно совершать прыжки во время погони. Седло Гериньера было удобнее и безопаснее с этой точки зрения. В начале XX века капитан Федерико Каприлли произвёл революцию в технике прыжков на лошади и усовершенствовал седло, изменив крыло таким образом, чтобы всадник мог принять полевую посадку.

Современное седло вестерн произошло от испанского седла, которое было завезено в Америку конкистадорами. Эти сёдла были адаптированы под пастушьи нужды, в частности появился рожок, за который можно было закрепить лассо, загоняя скот.

Составляющие части седла [ править | править код ]

Ленчик (Арчак) — твёрдый каркас седла, изготавливаемый из клеёной древесины, стекловолокна или пластмассы. Его форма и ширина определяют форму и размер седла.

Сиденье — место посадки всадника. Оно, как правило, ниже задней и передней луки.

Передняя и задняя лука — приподнятый изгиб переднего и заднего краёв седла.

Стремена — крепятся к седлу посредством путлищ и шнеллера.

Шнеллер — замок для крепления путлища.

Крыло или фендер (у седла вестерн) — у выездковых сёдел прямое и удлинённое, у конкурных короткое и сдвинуто вперёд. В передней и задней части крыла иногда расположены упоры (бенфуторы) [4] .

Седельные подушки — набиты шерстью или синтетическим материалом [3] . Седло не должно касаться позвоночника лошади, поэтому пространство между подушками должно быть достаточно широким [4] .

Виды сёдел [ править | править код ]

Существует несколько классификаций сёдел, одна из которых выглядит следующим образом:

Читайте также:  Хлев для баранов

Сёдла английского типа [ править | править код ]

используемые в большинстве видов классического конного спорта по всему миру. На первый взгляд самые существенные отличия английского седла от вестерн седла — отсутствие рожка и наличие подушек. Высота передней и задней луки, глубина сиденья, длина расположение и форма крыльев определяют функцию английского седла.

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Верховая езда – широко известный вид спорта и проведения досуга. Однако не все занимаются им профессионально. Хотя даже хороший любитель знает, как правильно выбрать седло и как правильно ухаживать за животным. Само седло не является неотъемлемой частью сбруи для езды на лошади. Но оно все же делает поездку более комфортной и безопасной.

Описание и строение

Человечество давно контактирует с лошадьми, в том числе используя их в качестве транспортного средства. Поэтому седло довольно старинное устройство, возникшее в далеком прошлом. Первые из них были в виде накидки, покрывала или шкуры, которые закреплялись веревкой вокруг грудной клетки лошади. С тех пор прошло уже достаточно времени, однако седла для верховой езды делают все по тому же принципу, фиксируя их вокруг груди животного.

Седло считают важной частью сбруи лошади. Вне зависимости от вида существуют общие принципы конструкции этого приспособления для верховой езды.

В нем выделяют такие части:

  • луки (передняя и задняя);
  • само сиденье;
  • основание (ленчик);
  • крылья (фендер);
  • стремена;
  • шнеллер;
  • подпруга;
  • подушка;
  • потник (вальтрап);
  • ремни фиксации (путлища, мартингал, приструга);
  • подпресье.

Основание (ленчик) выполняется из плотного материала и представляет собой некий каркас, к которому крепятся остальные части седла. В качестве сырья для него может выступать гибкий пластик или прочная древесина. Луками называют приподнятые края седла, точнее, их изгибы. Крыло выполняет защитную роль, предохраняя ноги наездника от трения о ремни.

Также на этой части часто выполняются различные декоративные элементы.

Стремена представляют собой металлические петли, которые служат опорой ступням, а также с их помощью всадник может сесть в седло. Ремни служат для фиксации седла или его частей к корпусу животного. Некоторые из них профилактируют соскальзывание сбруи, другие ограничивают определенные движения лошади (например, подъем головы). Потник представляет собой специальную подкладку (ткань или подстилку), которую располагают под седлом для защиты кожи лошади.

Разновидности

Лошади бывают разные, как и наездники, поэтому и вариантов сбруи большое количество. Можно выделить несколько основных групп седел. Это военные, имеющие узкую специализацию, и спортивное типы изделий.

  • Охотничье седло. Этот вид позволяет ездоку держать ровной спину и отлично чувствовать под собой лошадь. Оно не имеет точек соприкосновения с холкой, поэтому доставляет меньше неудобств животному. Вес такого седла в среднем составляет около 10 кг.

  • Универсальное прогулочное седло. Подходит для комфортных спокойных поездок, сочетая в себе признаки седел для прыжков и езды. А также оно имеет сравнительно небольшой вес – около 5 кг. По внешнему виду является классической конструкцией. Такой тип седла отлично подойдет и для начинающих наездников.

  • К военным относят: казачье, кавалерийское и офицерское седла.

Казачье сконструировано таким образом, что позволяет всаднику во время битвы вставать. Для этого используются дополнительные элементы. Это подушка, крылья, ленчик или арчак. А также в данном типе предусмотрено наличие ручки или рукояти. Они служат для того, чтобы за них держался всадник. Но могут и отсутствовать.

Кавалерийское было сконструировано для того, чтобы человек мог долгое время проводить на лошади в поездке. Каркас изготавливается из прочных материалов (например, древесина или сталь). Такое основание позволяет продлить срок службы изделия, правильно распределить нагрузку на спину лошади. Дополнительным преимуществом является наличие специальных креплений, раньше предназначавшихся для оружия.

Офицерская или варшавская конструкция сейчас наиболее часто используется во время парадов, в конной полиции, во время длительных переходов, пробегов, полевых учений.

Оно оснащено дополнительными фиксаторами для оружия и других вещей. Сама конструкция позволяет равномерно распределять нагрузку. Имеет средний вес (10-12 кг).

Монгольское седло имеет свои особенности. Так, например, при его изготовлении учитывается половая принадлежность наездника, его возраст, положение в обществе и назначение изделия (повседневное или праздничное). Еще одной деталью является наличие разнообразных украшений. Это могут быть узоры, вставки дорогих металлов, различные цветовые подборки.

Кроме того, есть и особенности строения. Передняя лука немного выше задней. Стремена делают большими и круглыми. Путлища обычно короткие и плетеные, при этом их пряжка не прячется под седло, а направлена вниз к стременам. Само изделие обычно кладут поверх на войлок или отрез другой плотной ткани, после чего фиксируется двумя ремнями (подпруга).

Существуют различные технологии, которые используются в изготовлении монгольских седел.

Так, например, мозаичные костные картины или филигранные эмали, использование дорогих металлов наравне с железом и сплавами. А также были выделены специальные группы национальных символов для украшения – «Благосостояние», «Развитие выше и выше» и так далее.

Дамское (женское) седло было предложено и сконструировано еще в эпоху средневековья – в XIV веке. Это связано с тем, что наряды женщин того времени не позволяли совершать активные движения на лошади, да и просто не помещались в обыкновенное мужское седло. Кроме того, мужской вариант изделия для дамы считался неуместным и даже неприличным. Поэтому было предложено элегантное женское седло, оно предполагало и специальную посадку. Одну ногу ставили в стремя, а другую оставляли на луке седла.

Постепенно одежда женщин претерпевала изменения, вплоть до появления штанов и брюк. Это позволило использовать и мужское седло. Поэтому в XX веке женскую конструкцию практически перестали использовать. Однако в наше время оно вновь «вышло в свет». Их используют на показах и соревнованиях.

Читайте также:  Фото птиц степей

Черкесское (кабардинское) седло относится к легкому типу. Основными моментами является то, что оно является довольно высоким и не лежит на спине животного. Конструкция опирается на лошадь лишь седельными полками, расположенными параллельно друг другу. Это позволяет уменьшить травмирование животного.

Передняя лука – узкая и высокая – имеет закругленный верхний конец и располагается под прямым углом к самому седлу. Задняя широкая лука отгибается назад и также закруглена. Такое седло можно считать военным, поскольку черкесы использовали их в своих военных действиях.

Подобная конструкция позволяла беспрепятственно поворачиваться в седле и относительно удобно стрелять.

Черкесская конструкция снабжена узкими стременами, в который вставляют только носок стопы. Они по форме напоминают стаканчики, а с обратной стороны могли сопровождаться кусочками зеркал. Поверх основного седла или арчака клали специальную подушку из оленьей шерсти.

Двойное седло относится к специальным видам.

Рекомендации по выбору

Перед тем как покупать лошадь или ездить на ней, нужно ее правильно выбрать. Лучше с этим справится коневод, хорошо знающий своих животных. Он может посоветовать молодую лошадь. Однако для новичков в конной верховой езде лучше подобрать особь в расцвете сил, то есть в возрасте 8–10 лет. Такая лошадь будет знать команды, спокойно ходить в упряжке и, возможно, даже помогать новому хозяину.

Конечно, в первую очередь это должно быть крепкое и здоровое животное, обладающее достаточным запасом сил и выносливости. Мудрые коневоды рекомендуют новичкам местные породы.

А также лошадь должна подходить хозяину по поведению и характеру. Это еще один плюс в сторону выбора зрелой особи, поскольку с молодой не всегда легко справиться.

Немаловажным фактором является и подходящие размеры коня. Он должен спокойно выдерживать вес ездока. А человеку удобно на него садиться.

Спина лошади не должна излишне прогибаться. Это значит, что вес наездника слишком велик для нее. А животное долго не сможет ехать. Помимо этого, чрезмерная тяжесть может привести к искривлению позвоночника животного и болезням.

Лошадь должна быть в хорошей физической форме – в меру упитанной, задние ноги должны располагаться под задней частью туловища, но не выпирать назад.

Как правильно седлать лошадь?

Надевать сбрую на животное нужно после того, как конь привык к своему хозяину и успешно прошел обучение базовым командам. После этого можно приучать лошадь к упряжи. Существует определенная последовательность действий для того, чтобы седлать коня.

Первым делом нужно проверить состояние самого животного, кожных покровов спины. Для этого ладонью проводят по спине поглаживающими движениями. Это поможет успокоить лошадь, смахнуть соринки или крошки. Проверяют кронштейн и то, в каком положении на нем находится седло. Если же все хорошо, можно приступать к следующим шагам.

Далее укладывают вальтрап – это войлочная подстилка. Хотя может использоваться любая другая мягкая ткань. Некоторые коневоды советуют использовать гель и меховые подкладки (или меховушки). Это препятствует тому, чтобы натиралась кожа лошади.

Затем наездник становится справа от кобылы и устанавливает седло, начиная сверху вниз и плавно опуская его. На необходимом уровне подпруги опускают. Постепенно и аккуратно подтягивают ремни, фиксируя с первого отверстия. Дойдя до нужной степени напряжения, подпруги фиксируют.

Потом проверяют натяжение и правильность расположения ремней. При необходимости расправляют их. Дальше опускают подкрылки, защищая тем самым крыло.

Если все действия выполнены верно, то лошадь оседлана успешно. Можно ехать.

Рекомендации по выбору

Перед тем как сесть на лошадь, нужно проверить правильно ли она оседлана, как держится сбруя, оценить степень натяжения ремней. Если они свободны, то седло может соскальзывать. Это приводит к тому, что спина животного будет натираться и травмироваться. А также может пострадать сам наездник. Начальные поездки стоит делать на короткие расстояния и в спокойном темпе. Это поможет привыкнуть друг к другу.

По завершении каждой поездки нужно проверять состояние спины лошади после снятия сбруи.

Чтобы правильно садиться в седло, нужно выполнять определенный алгоритм.

  1. Наездник становится сбоку у левого плеча лошади. При этом поводья он держит так, словно собирается вести ее на поводу.
  2. Затем он поворачивается в правую сторону. Одновременно перебрасывает и распределяет поводья – расправляет и натягивает их.
  3. Левую руку кладут на шею, захватывая упряжь и прядь гривы. Правой рукой берут стремя, затем разворачивают его к себе наружным боком.
  4. Левую ногу ставят в стремя, правой рукой держатся за заднюю луку. Затем, отталкиваясь правой ногой и подтягиваясь на руках, наездник должен опереться на левую ногу. При этом он выпрямляется и вытягивается на стремени.
  5. Правую руку нужно переместить на переднюю луку. Одновременно правую ногу перекидывают через лошадь. Параллельно происходит разворот корпуса наездника. После чего он опускается в седло.
  6. Правую ногу нужно поставить в стремя. Опереться на обе ступни. После чего принять правильную позу для поездки.

Общение с животными требует определенных навыков и желания. Лошадь – это красивое и благородное животное, которое может служить как для поездок, так и для тяжелых работ. Важно ухаживать и бережно относиться к своему другу.

О том, как седлать лошадь, смотрите далее.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector