No Image

Человек строит плотину и бобер строит плотину

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Почему-почему? Давайте‑ка последуем нашему обычаю: не расспрашивать пап и мам (хотя уверен, они‑то точно знают!), а разузнать всё у… конечно же, вы уже догадались: нашего нового друга-исследователя. Секундочку! На этот раз – исследовательницы. Ученица Ровеньской школы с углублённым изучением отдельных предметов Лиана Подкуйко со своим проектом «Для чего бобры строят плотины?» стала призёром районного этапа конкурса «Я – исследователь» и победителем «Первые шаги в науке».

Строители на Лозовой

«На уроках окружающего мира мы изучали, как живут разные животные. Больше всего мне понравилась история о бобрах. Наша учительница Татьяна Станиславовна Титовская рассказала, что в посёлке Ровеньки протекают реки Лозовая и Айдар. Раньше Лозовая была глубокой, в ней даже купались, но со временем она очень обмелела. На берегу этой речки появились бобры. Они строят для своей семьи «хатки» и плотины», – рассказала Лиана.

«Хатками» называют домики бобров. Они похожи на конусообразную кучу набросанных веточек. Нет уж, это не обычная горка хвороста, а целая неприступная крепость, ведь бобры старательно смазывают их между собой илом и глиной. А в «потолке» оставляют небольшое отверстие, чтобы вовнутрь их бобрового домика попадали свежий воздух и свет.

Хатка с подводным входом

С хатками всё понятно, но зачем же строить плотину? – со своими почемучками Лиана первым делом отправилась к маме с папой.

«Мама мне ответила, что так бобры спасают своё жилище от врагов. А вот папа сказал, что бобры – водоплавающие зверьки, поэтому им нужно сохранять необходимый уровень воды в реке».

И оба оказались правы! Бобры облюбовали берега медленно текущих речек, прудов, озёр и водохранилищ. А вот широкие и уж тем более быстрые реки совсем им не нравятся, как и водоёмы, которые промерзают зимой до самого дна. Разузнав особенность входа в домик бобра (см. картинку), Лиана мигом догадалась: в водоёмах, где то и дело воды становится то больше, то меньше, или мелких речушках плотины помогают пушистым строителям поддерживать нужный уровень воды. Сами подумайте, бобры совсем пропадут, если вдруг входы в их хатки осушатся. Проворные хищники тут же нападут на них.

«Бобры наваливают поперёк русла реки целые стволы деревьев, ветки, порой даже камни и скрепляют их между собой илом и глиной. Получаются настоящие водохранилища, – поделилась своими открытиями Лиана. – Бобры очень трудолюбивые: 10-метровую плотину они могут сложить за неделю. Конечно, если строить будут всей семьёй».

Плотина построена? Что же, теперь они будут старательно следить за ней. Говорят, у бобров отличный слух: если вдруг плотина где‑то повредится – они тут же поймут по звуку текущей воды что что‑то не так и отправятся латать её.

Санитар леса

Обзавёлся таким прозвищем и бобр, а всё из‑за того, что он помогает лес избавлять от поражённых деревьев. Причём этот резчик – ещё тот привереда. Не любит ель и сосну из‑за пахнущей смолы, а вот берёзки, осинки и тополя ему по вкусу. Породы эти помягче, а значит и возиться придётся поменьше. То ли дело дуб, попробуй спились его зубами. Кстати, ствол бобры всегда подрезают в форме песочных часов. А помогают им их очень сильные зубы-резцы. Бобр встаёт на задние лапки, свои верхние резцы загоняет в кору ствола, а нижними о-очень быстро начинает двигать туда-сюда, совсем как пилой. При этом он, закрепившись в таком положении, ходит вокруг ствола выбранного деревца.

Учёные даже как‑то подсчитали: небольшую осину диаметром 5–7 см он без труда спилит за пять минут, а вот с деревцом диаметром около 40 см придётся подольше повозиться – примерно одну ночь.

Это интересно!

Учёные подсчитали: передние зубы-резцы бобра растут очень быстро – полсантиметра в месяц. Потому трудолюбивым лесорубам и приходится постоянно грызть древесину, чтобы сточить их.

Самостоятельные бобрята

Бобрам совсем не приходится учить своих деток спиливать деревья, добывать еду и строить хатки и плотины. Самостоятельные малыши умеют всё делать с самого рождения. Если говорить научными словами, у них отменная генетическая память. Они даже молоком кормятся только пару недель после рождения, а потом начинают грызть всё, что попадётся под их острые зубки: траву, веточки молодых деревьев…

Читайте также:  Черный арабский конь

Дневник наблюдений, или В гостях у бобров…

1. Конечно же, Лиана отправилась на Лозовую (было это зимой, когда речка подмёрзла и выпал небольшой снежок), интересно же посмотреть, где живут бобры. Эх, жалко, не повстречала их. Зато нашла много старых и свежих следов: обгрызенных деревьев и оставшихся пеньков, они были заточены совсем как карандаши, а на одном из поваленных деревьев она даже рассмотрела чёткие следы от их зубов.

2) паук искусно плетет паутину- сеть, с помощью которой добывает себе пищу. человек добывает рыбу с помощью рыболовной сети. он использует сеть в решете, в ракетке для теннисаи бадминтона.тюлевая занавеска на окне, сделанная человеком, тоже представляет собой сеть.
Подумайте чем производство сетей человеком отличается от плетения паутины пауком.

3)прочитайте стихотворение и выскажите ваше отношение к словам автора

Для человека мысль — венец всего живого.
А чистота души есть бытия основа.
По этим признакам находим человека:
Всех тварей на земле превыше он от века.
А если он живёт не мысля и не веря,
То человек не отличается от зверя.

4) объясните, чем различаются два утверждения:

1) Человек — существо биологическое и социальное.
2) Человек — существо биосоциальное

5)укажите, что в человеке заложено природой, а что-обществом

6)охарактеризуйте,в чем заключается социальная(общественная) сущность человека.

7)назовите, какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего.

8)обратитесь к приведенным выше словам чехова и подумайте может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? может ли любой из вас делать историю? если да,то каким образом?

9)Выскажите ваше отношение к утверждению французского историка Маркса Блока:"Истории. присущи ее собственные эстетические радости,непохожие на радости никакой иной науки. зрелище человеческой деятельности, составляющие ее особый предмет,более всякого другого способно покорять человеческое воображение".

Ответ оставил Гость

1)Люди строят плотины,чтобы выжить и не утонуть, а бобры строят их,чтобы и выжить ,и пропитаться,и где-то жить.
2) паук по той же причине плетёт паутину-ему нужно питаться и где-то жить. В домах,особенно й бабушек и дедушек пауки живут прямо в домах-они не только дают свободу от комаров и мух,но и дают счастье. Выкидывать паука из дома-потерять счастье из дома. Ну а то,что человеческие сети отличаются от паучьих-правда. Ведь человек все выращивает сам. Т.е. человек создает сети с помощью трав,лепестков и корней.Так же и шторы-они тоже составляют из себя не чистый продукт,а собранный урожай. Паук же САМ плетет паутину не собирая урожая.Паутина-это его собственное достоинство.
3)Мысль- результат работы мозга. Без мысли человек не смог бы принять решение или чего-то добиться в жизни.Не иметь мысли,значит,не иметь рассудка.Ну а чистота души,то это внутреннее состояние человека-боль,радость,грусть и т.д..т.е. душа-это отражение твоего настроения и твоих намерений.По всему понятому-это человек,состоящий из души и мысли,силу воли и настроения.Всех животных он сильнее и умнее.Разве не человек придумал ружьё,которое может убить даже слона.Если человек не живет мирно,и всегда жаждет крови других-то это уже не человек.Он уже зверь.
4)не знаю)))
5)Природой заложена его форма,мысль и личность,родителей и похожих на него,людей.А вот общество дало ему имя,характер,язык, друзей и многое другое.
6)Это тоже не знаю)))
7)Из человеческих качеств нужно ценить- целеустремленность, верность, честность и дружелюбие.
8)Любой человек может создать свою историю.Создавать можно по разному. Вот почему известен так Сталин, Петр 1?Потому что они проводили ряд важных реформ в России.А так как мы живем в этом веке.То историю можно создать написав книгу,повесть. Можно сделать что-то главное в жизни(Не обязательно спасать мир от нашествия чужих). Нужно всего лишь сделать человеку что-то доброе,и он это запомнить на всю жизнь .Т.е. в его памяти уже будет короткий эпизод,добрый эпизод, из твоей жизни.
9)С помощью истории мы можем представить себе картину,представить жизнь того или иного человека. Воображение-это наш помощник.И он может помочь лучше понять историю,лучше принять картину ,а может и создать это картину.Вот почему нам снятся сны.

Строительством в животном мире занимаются многие. Пчёлы строят ульи, муравьи — муравейники, птицы — гнёзда. Но на первом месте стоят всё-таки бобры. Из всех млекопитающих, пожалуй, самые грандиозные сооружения устраивают бобры.

Читайте также:  Щетка для лабрадора

С давних времен у многих народов мира бобры пользовались заслуженным уважением за их удивительные способности и трудолюбие, спокойный и серьезный нрав.

Познакомившись на уроке окружающего мира с особенностями жизни бобра, я заинтересовался, зачем и как бобры строят плотины, действительно ли они такие искусные строители, что могут создать сооружение, не уступающее человеческим творениям. Поэтому я решил провести исследование.

Скачать:

Вложение Размер
Цель данного исследования – выявить особенности плотин, построенных бобрами и человеком. 854.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель МОУ «СОШ№29»

Общие сведения о бобрах

Строительство бобровой плотины

Сравнение плотин построенных бобрами и человеком.

Строительством в животном мире занимаются многие. Пчёлы строят ульи, муравьи — муравейники, птицы — гнёзда. Но на первом месте стоят всё-таки бобры. Из всех млекопитающих, пожалуй, самые грандиозные сооружения устраивают бобры.

С давних времен у многих народов мира бобры пользовались заслуженным уважением за их удивительные способности и трудолюбие, спокойный и серьезный нрав.

Познакомившись на уроке окружающего мира с особенностями жизни бобра, я заинтересовался, зачем и как бобры строят плотины, действительно ли они такие искусные строители, что могут создать сооружение, не уступающее человеческим творениям. Поэтому я решил провести исследование.

Цель данного исследования – выявить особенности плотин, построенных бобрами и человеком.

Для этого я поставил следующие задачи :

  1. Изучить и проанализировать литературу о жизнедеятельности бобров.
  2. Выяснить, для чего бобрам нужны плотины.
  3. Узнать, как и из каких материалов строят плотины бобры, как эти плотины выглядят.
  4. Провести сравнительный анализ плотин, построенных человеком и бобрами.
  5. Приготовить сообщение для урока окружающего мира.

Начиная работу над данной темой, я сделал предположение – если бобры такие искусные строители, то может человек в строительстве плотин использует их опыт.

Для достижения цели я буду использовать следующие методы:

1. Изучение теоретических материалов по теме.

2. Анкетирование учащихся 3 классов школы.

3. Обобщение полученных материалов.

Проведенное анкетирование среди учащихся третьих классов дало следующие результаты:

  1. Знают о том, что бобры – строители — 73% опрошенных ребят
  2. Что бобры строят хатки — 35%
  3. Что бобры строят плотины — 63%
  4. Что плотины им нужны для поддержания уровня воды в водоеме -16%
  5. Используют для строительства древесину -79%

Полученные результаты убедили меня в том, что данная тема своевременна и актуальна для учащихся третьих классов.

  1. Общие сведения о бобрах.

Бобр — крупный грызун, приспособленный к полуводному образу жизни. Длина его тела достигает 1 метра 30 см. Бобры живут вместе, одной большой семьей. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу. (Рис. 1).

Передние зубы, которые бобры используют для работы, периодически стираются или ломаются. Однако челюсть бобра устроена таким образом, что острые передние зубы все время отрастают, как ногти у человека.

Продолжительность жизни бобров в природе 10-25 лет. Взрослыми бобры становятся в трехлетнем возрасте. У них рождается от одного до пяти детенышей. Жизнь семьи бобров начинается с того, что самец и самка отправляются строить себе новое жилище. Плотину они строят для того, чтобы защитить свой дом от хищников и делать на зиму запас пищи под водой. Постройку нового жилья бобры редко начинают раньше конца августа. Их дома стоят на одной стороне пруда, который они построили собственными усилиями.

1.2. Строительство плотины.

Строительные таланты бобров общеизвестны. Творения этих зверьков – плотины и хатки сложны и разнообразны.

Изучая материал о жизни бобров, я узнал, как они строят плотины. Чтобы начать строить, им нужно сначала найти строительные материалы. Поэтому они выбирают такие места, где деревья растут близко от берега. Они очень разборчивы в выборе строительных материалов – главным образом для своих сооружений они используют ольху, осину, иву. Бобры начинают работу с того, что отправляются в лесистые участки вокруг реки. Затем валят деревья, съедают листья с этих деревьев и перетаскивают их к реке. Они делают это, искусно подгрызая стволы таким образом, что, когда работа подходит к концу, дерево всегда падает в направлении реки.

Читайте также:  Хаски черно белого окраса

Бобры искусно размещают в пруду большие брёвна и маленькие ветки, каждый день понемногу увеличивая свою плотину. Кроме древесины в постройках используются земля и ил, выполняющие функцию «цемента». По мере роста плотины, вода, собирающаяся перед ней, поднимается. (Рис. 2).

В конце работы, длившейся несколько месяцев, образуется большая запруда. Бобровые плотины у основания часто имеют от 4 до 6 метров, а у гребня один – два. Они настолько прочные, что по ним могут спокойно передвигаться даже всадники.

Но по мере роста пруда бобрам приходится укреплять плотину и заделывать все прорехи. Для надёжности грызуны подпирают плотину с боков специальными поперечинами и рогулинами. Промежутки в конструкции трудолюбивые зверьки законопачивают ветками, илом, листьями и глиной, У одного из концов плотины предусмотрительные бобры устраивают сток, чтобы паводком не повредило всё сооружение. Они выполняют эту непростую работу с большим терпением

Цель бобров при постройке этой огромной плотины – получить спокойное озеро, где они могут построить себе дом. Единственный путь в жилище – под водой. Чтобы попасть внутрь, надо пройти потайной туннель. Этот туннель приводит в потайную комнату, расположенную над уровнем воды. Семья бобров живёт в этом сухом и надёжном помещении. (Рис. 3)

Маленький пруд, построенный бобрами, может быть до трёх – четырёх метров глубиной. Для постройки дома им такая глубина ни к чему. В таком случае, зачем же они делают пруд таким глубоким? Ответ на этот вопрос становится очевидным зимой. Зимой поверхность воды замерзает, и образуется довольно толстый слой льда. Если пруд недостаточно глубок, он промёрзнет до дна и превратится в одну ледяную глыбу, и бобры не смогут передвигаться. Поэтому бобры стараются сделать свой маленький пруд как можно глубже. Таким образом, зимой подо льдом остаётся слой незамёрзшей воды. Этого бобрам достаточно, чтобы передвигаться и кормиться.

В работе по постройке плотины у бобров не замечается особого мастерства: обрубки, сучья, землю, они наваливают довольно – таки бессистемно. Поражает другое: откуда они знают, что плотина может помочь поднять уровень воды в водоёме? Как находят именно то место, где её легче всего возвести? Как они понимают, что чем сильнее течение, тем выпуклее должна быть форма плотины и положе склон, расположенный выше по течению? Раньше это объясняли инстинктом. Действительно, у бобров строительные навыки заложены природой. Однако, пользуясь только инстинктом, бобры не смогли бы правильно решить всех перечисленных выше задач. Кое-что они могут перенять у более старых опытных животных, а кое-что невозможно объяснить, если полностью отказать бобрам в рассудочной деятельности. Поэтому нельзя списывать строительство плотин только на инстинкты, ведь даже плавать бобрят учат родители, а уж всем строительным премудростям тем более.

1.3 Сравнение плотин, построенных бобрами и человеком.

Плотины, построенные бобрами и человеком, имеют родственные корни. Древние люди не умели строить преграды на реках и пользовались запрудами, построенными бобрами. Со временем, наблюдая за трудолюбивыми зверьками, человек сам начинает преграждать реки для получения запасов воды, и уже много позже люди стали делать плотины для орошения земель, для обеспечения судоходства, для производства электроэнергии, для обеспечения городов водой, для предотвращения наводнений. Человек изобрёл новые материалы, начал строить огромные плотины из бетона. Я узнал, что самая длинная плотина, построенная человеком, имеет протяжённость почти 70 км. А самая крупная бобровая плотина имела длину 1200 метров и могла выдержать вес нескольких лошадей со всадниками.

Кстати, если присмотреться, то можно увидеть, что бобры строят свою плотину вогнутой. ( Рис.4) Такая форма выбрана не случайно. Ведь лучше всего выдерживает напор воды именно вогнутая дамба. На самом деле, современные плотины на гидроэлектростанциях всегда строят вогнутыми.(Рис.5). Похоже, что бобры обладают такими познаниями в строительстве, которые человек получил бы, только пройдя многолетний специальный курс обучения. Например, эти животные не ограничиваются сооружением одной – единственной плотины из дерева, глины, камня и земли. Выше по течению они устраивают на пути речного потока дополнительные преграды, тем самым снижая напор воды на основную плотину.

Полученную в результате своего исследования информацию я обобщил в таблице.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
No Image Животные
0 комментариев
Adblock detector