Практическая работа: «Изучение морфологических особенностей вида. Изучение многообразия критериев вида»
Цель работы:определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду; уметь использовать критерии вида для его характеристики.
1. Рассмотрите предложенные образцы растений.
Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода. (пользуясь описанием растений в конце)
Сделайте вывод о причинах сходства и различия.
План описания растений | Ветреница дубравная | Ветреница лютичная |
1. Корневая система | ||
2. Стебель | ||
3. Листорасположение | ||
4. Лист простой, или сложный, строение листа | ||
5. Цветки, соцветия | ||
6. Плод |
Ветреница дубравная Ветреница лютичная
- Из текста выберите предложения с определенными критериями вида. Порядковые номера предложений внесите в третий столбец таблицы.
Заяц-беляк и заяц-русак
1.Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. 2.Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. 3.Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. 4.Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. 5.Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. 6.А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.
7.Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. 8.Только кончики ушей остаются у него черными весь год. 9.Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. 10.А на юге он вовсе не меняет окраски.
11.Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. 12. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. 13.У беляка лапы широкие, с густым опушением, чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. 14.А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром».
15. Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. 16.Уши короче, чем у русака. 17.Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг.
18.Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. 19.У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков — обычно всего один или два зайчонка. 20.Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.
Название критерия | Признаки особей по критерию | Порядковые номера предложений |
1. Морфологический | Сходство внешнего и внутреннего строения организмов. | |
2. Физиологический | Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании. | |
3. Экологический | Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования. | |
4. Географический | Занимают определённый ареал. | |
5. Биохимический | Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот. | |
6. Этологический | Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.). | |
7. Цито-генетический а)Цитологический | Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения). | |
б) Генетический | Генетическая изоляция видов. Наличие постпопуляционных механизмов изоляции. Важнейшие из них — это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство | |
8. Исторический | Общность предков, единая история возникновения и развития вида. |
Таксон: Семейство Лютиковые (Ranunculaceae)
Ветреница дубравная (Anemone nemorosa).
Описание. Многолетнее травянистое растение семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Имеет горизонтальное цилиндрическое, гладкое корневище, которое ветвится и быстро разрастается. Благодаря этому растение образовывает густые заросли. Стебель прямостоячий, редко опушенный, высотой 10-25 см.
Листья трижды рассечённые. Прикорневой лист один (или нет вообще) длинночерешковый. Стеблевые листья на коротких черешках, собранные по три в кольцо. Цветоносы одиночные с одним цветком на конце. Цветки белые, светло-розовые или лиловые, чаще с шестью (может быть 7 или 8) яйцевидными лепестками, 20-30 мм в диаметре. Цветёт в апреле — мае.
Созревание плодов в июне. Плод — продолговатая, коротковолосистая семянка с многочисленными семенами. Ветреница дубравная предпочитает тенистые участки с рыхлой плодородной почвой. Растёт в лесах (преимущественно широколиственных), среди кустарников. Размножается вегетативно и семенами.
Растение распространено в Западной Европе, Средиземноморье, в лесной зоне европейской части России. Существует около 150 видов ветреницы. У большинства видов этого растения при ветре лепестки легко опадают. Наиболее распространённые виды — дубравная, лесная, лютиковая. Растение ядовито!
Ветреница лютичная
Anemone ranunculoides
Ветреница лютичная — многолетнее травянистое растение, имеющее длинное, ползучее, хорошо развитое корневище темно-бурого цвета, от которого отходят несколько чешуевидных листьев на длинных черешках. Стебель от 10 до 30 см высоты, прямостоячий, голый или редковолосистый. Листья полукожистые, трехлопастные, у основания глубокосердцевидные, снизу часто покрытые пурпурным налетом. Цветки ярко-желтые, с тремя мелкими, подобными чашелистниками, зелеными листочками обертки и с 6 голубыми, подобными лепесткам, чашелистиками; венчик недоразвит; тычинок и пестиков много. Опыляется при помощи дождевой воды: это происходит при наполнении прямостоячего околоцветника водой, на поверхности которой плавают пыльцевые зерна. Внешне цветки ветреницы немного напоминают цветки лютика. Когда ветреница цветет, лесные деревья и кустарники только начинают распускаться. В это время в лесу много света. После того как деревья оденутся листвой и в лесу станет темно, развитие ветреницы заканчивается. Она начинает желтеть, стебель с листьями вянет и ложится на землю. В начале лета никаких следов растения уже не остается. Только в почве сохраняется живое корневище, которое на следующую весну дает начало новому побегу с листьями и цветком. Плоды — семянки с коротким изогнутым носиком. Цветет в апреле—мае. Для животных опасна ветреница только в свежем виде. Плод семянка.
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Заяц-беляк и заяц-русак
Длина тела зайца от 45 до 75 см, масса от 2,5 до 5,5 кг. Уши относительно короткие, лапы широкие и сильно опушенные. Хвост обычно сплошь белый; относительно короткий и округлый. Летняя окраска шерсти рыжевато-бурая, зимняя снежно-белая, лишь кончики ушей остаются у него черными. Морфологический Заяц-беляк
Морфологический Заяц-русак Длина тела русака 50-70 см, весит от 4-5 кг иногда до 7 кг. Внешне русак хорошо отличается от беляка более длинными ушами длинным клиновидным хвостом . Летом он ярче беляка желтовато-палево-рыжий, а зимой его мех становиться густым и пышным.
Физиологический Заяц-беляк Сезон гона зайца-беляка длится с февраля по июль, зайчата появляются после семинедельной беременности в период с марта по август.
Физиологический Заяц-беляк Период размножения русака довольно продолжителен и длится с января (на юге) до сентября. Зайчата появляются после семинедельной беременности в период с апреля по август.
Географический Заяц-беляк Обитает на всей территории лесной и лесостепной зон Евразии, на севере Северной Америке, южном и западном побережье Гренландии.
Географический Заяц-русак Обитает в степях, лесостепях и на открытых пространствах лесной зоны Европы, Азии, на юге Западной Сибири и в Северной Африке. Акклиматизирован в Южной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Северной Америке.
Экологический Заяц-беляк Беляк-житель лесов. Наибольшей численности вид достигает в смешанных лесах, где хорошо развит травостой и богат подлесок лиственных пород. Сплошные массивы хвойного леса его не привлекают.
Экологический Заяц-русак Русак – житель открытых пространств. Излюбленные места его обитания — целинные степи, поймы широких рек, с/х угодья, небольшие перелески и заросли кустарников. Иногда встречается поблизости от населённых пунктов, где его осенью привлекают огороды, а зимой сады.
Репродуктивный В природе беляк и русак могут скрещиваться, но их гибрид заяц –тумак остаётся бесплодным.
Спасибо за внимание!
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Презентация урока различия одного вида зайца от другого. Схематичное разделение вида по особенностям. Участие в исследовательском разделение, выявление схожести и различий. Указание общего предка. Позволение в полной мере усвоить тему: Различия по критериям. Данная тема входит в перечень вопросов единой государственной аттестации
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЗАЯЦ БЕЛЯК И ЗАЯЦ РУСАК
Заяц беляк Морфологический критерий Длина тела зайца от 45 до 75 см, масса от 2,5 до 5,5 кг. Уши относительно короткие, лапы широкие и сильно опушенные. Летняя окраска шерсти рыжевато-бурая, зимняя снежно-белая, лишь кончики ушей остаются у него черными.
ЗАЯЦ БЕЛЯК Физиолого-биохимический критерий Летом беляк питается сочными кормами – травянистой растительностью. Испытывая солевое голодание, гложет кости павших животных, рога оленей, посещает солонцы. Осенью переходит на веточные корма и питается ими всю зиму. В небольшом количестве поедает сухую траву из стогов сена.
ЗАЯЦ БЕЛЯК Географический критерий Обитает на всей территории лесной и лесостепной зон Евразии, на севере Северной Америке, южном и западном побережье Гренландии.
ЗАЯЦ БЕЛЯК Экологический критерий Беляк-житель лесов. Наибольшей численности вид достигает в смешанных лесах, где хорошо развит травостой и богат подлесок лиственных пород. Сплошные массивы хвойного леса его не привлекают.
ЗАЯЦ БЕЛЯК Генетический критерий Зайцеобразные ведут происхождение от примитивных насекомоядных. Представители этого семейства, имевшие в верхней челюсти 6 щечных зубов дали начало зайцам. В природе беляк и русак могут скрещиваться, но их гибрид заяц –тумак остаётся бесплодным.
ЗАЯЦ РУСАК Морфологический критерий Длина тела русака 50-70 см, весит от 4-5 кг иногда до 7 кг. Уши у него длинные. Летом он ярче беляка желтовато-палево-рыжий, а зимой его мех становиться густым и пышным.
ЗАЯЦ РУСАК Физиолого-биохимический критерий Летом русак поедает травянистые растения, а зимой различные сухие травы и их семена, выходит кормиться на озими, объедает кору и побеги ивы, клёна, боярышника, а в садах — яблонь и груш.
ЗАЯЦ РУСАК Географический критерий Обитает в степях, лесостепях и на открытых пространствах лесной зоны Европы, Азии, на юге Западной Сибири и в Северной Африке. Акклиматизирован в Южной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в Северной Америке.
ЗАЯЦ РУСАК Экологический критерий Русак – житель открытых пространств. Излюбленные места его обитания — целинные степи, поймы широких рек, с/х угодья, небольшие перелески и заросли кустарников. Иногда встречается поблизости от населённых пунктов, где его осенью привлекают огороды, а зимой сады.
ЗАЯЦ РУСАК Генетический критерий Зайцеобразные ведут происхождение, по-видимому, от примитивных насекомоядных. Представители этого семейства, имевшие в верхней челюсти 6 щечных зубов дали начало зайцам. В природе беляк и русак могут скрещиваться, но их гибрид заяц –тумак остаётся бесплодным.
Докажите что ЗАЯЦ БЕЛЯК и ЗАЯЦ РУСАК два разных вида.
Данная презентация разработана по теме "Вид. Критерии вида".Её можно использовать в качестве лабораторной работы для закрепления знаний на уроке.
В презентации по всем критериям вида дана характеристика двух видов зайцев: зайца — беляка и зайца — русака. Описаны морфологический, физиолого-биохимический,географический, экологический и генетический критерии этих двух видов зайцев.И в конце презентации задан вопрос на сравнении этих двух видов зайцев.То есть доказать что это два разных вида зайцев.
Школьники 9 классов с удовольствием выполняют работу, стараются делать выводы.
- Морозова Евгения ЮрьевнаНаписать 26877 24.03.2015
Номер материала: 457079
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".
Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!
-
24.03.2015 400
-
24.03.2015 764
-
24.03.2015 575
-
24.03.2015 383
-
24.03.2015 1897
-
24.03.2015 334
-
24.03.2015 9293
Не нашли то что искали?
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Практическая работа: «Изучение морфологических особенностей вида. Изучение многообразия критериев вида»
Цель работы:определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду; уметь использовать критерии вида для его характеристики.
1. Рассмотрите предложенные образцы растений.
Данные по морфологическому строению растений запишите в таблицу, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода. (пользуясь описанием растений в конце)
Сделайте вывод о причинах сходства и различия.
План описания растений | Ветреница дубравная | Ветреница лютичная |
1. Корневая система | ||
2. Стебель | ||
3. Листорасположение | ||
4. Лист простой, или сложный, строение листа | ||
5. Цветки, соцветия | ||
6. Плод |
Ветреница дубравная Ветреница лютичная
- Из текста выберите предложения с определенными критериями вида. Порядковые номера предложений внесите в третий столбец таблицы.
Заяц-беляк и заяц-русак
1.Род собственно зайцев, к которому относятся русак и беляк, а также еще 28 видов, довольно многочислен. 2.Наиболее известные в России зайцы — беляк и русак. 3.Беляка можно встретить на территории от побережья Северного Ледовитого океана до южной границы лесной зоны, в Сибири — до границ с Казахстаном, Китаем и Монголией, а на Дальнем Востоке — от Чукотки до и Северной Кореи. 4.Распространен беляк и в лесах Европы, а также на востоке Северной Америки. 5.Русак обитает на территории Европейской России от Карелии юга Архангельской области до южных границ страны, на Украине и в Закавказье. 6.А вот в Сибири этот заяц обитает только на юге и к западу от Байкала.
7.Беляк получил свое название благодаря белоснежному зимнему меху. 8.Только кончики ушей остаются у него черными весь год. 9.Русак же в некоторых северных местностях тоже сильно светлеет к зиме, но снежно-белым он не бывает никогда. 10.А на юге он вовсе не меняет окраски.
11.Русак больше приспособлен к жизни в открытых ландшафтах, поскольку он крупнее беляка, да и бегает лучше. 12. На коротких дистанциях этот заяц может развивать скорость до 50 км/час. 13.У беляка лапы широкие, с густым опушением, чтобы меньше проваливаться в рыхлые лесные сугробы. 14.А у русака лапы уже, ведь на открытых местах снег, как правило, твердый, слежавшийся, «утоптанный ветром».
15. Длина тела беляка — 45—75 см, масса — 2,5—5,5 кг. 16.Уши короче, чем у русака. 17.Длина тела русака — 50—70 см, масса до 5 (иногда 7) кг.
18.Размножаются зайцы обычно два, а на юге три или даже четыре раза в год. 19.У зайцев-беляков в выводе может быть по два, три пять, семь зайчат, а у русаков — обычно всего один или два зайчонка. 20.Русаки начинают пробовать траву через две недели после рождения, а беляки и того быстрее — через неделю.
Название критерия | Признаки особей по критерию | Порядковые номера предложений |
1. Морфологический | Сходство внешнего и внутреннего строения организмов. | |
2. Физиологический | Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании. | |
3. Экологический | Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования. | |
4. Географический | Занимают определённый ареал. | |
5. Биохимический | Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот. | |
6. Этологический | Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.). | |
7. Цито-генетический а)Цитологический | Особи одного вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство (основан на сходстве числа хромосом, их формы и строения). | |
б) Генетический | Генетическая изоляция видов. Наличие постпопуляционных механизмов изоляции. Важнейшие из них — это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство | |
8. Исторический | Общность предков, единая история возникновения и развития вида. |
Таксон: Семейство Лютиковые (Ranunculaceae)
Ветреница дубравная (Anemone nemorosa).
Описание. Многолетнее травянистое растение семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Имеет горизонтальное цилиндрическое, гладкое корневище, которое ветвится и быстро разрастается. Благодаря этому растение образовывает густые заросли. Стебель прямостоячий, редко опушенный, высотой 10-25 см.
Листья трижды рассечённые. Прикорневой лист один (или нет вообще) длинночерешковый. Стеблевые листья на коротких черешках, собранные по три в кольцо. Цветоносы одиночные с одним цветком на конце. Цветки белые, светло-розовые или лиловые, чаще с шестью (может быть 7 или 8) яйцевидными лепестками, 20-30 мм в диаметре. Цветёт в апреле — мае.
Созревание плодов в июне. Плод — продолговатая, коротковолосистая семянка с многочисленными семенами. Ветреница дубравная предпочитает тенистые участки с рыхлой плодородной почвой. Растёт в лесах (преимущественно широколиственных), среди кустарников. Размножается вегетативно и семенами.
Растение распространено в Западной Европе, Средиземноморье, в лесной зоне европейской части России. Существует около 150 видов ветреницы. У большинства видов этого растения при ветре лепестки легко опадают. Наиболее распространённые виды — дубравная, лесная, лютиковая. Растение ядовито!
Ветреница лютичная
Anemone ranunculoides
Ветреница лютичная — многолетнее травянистое растение, имеющее длинное, ползучее, хорошо развитое корневище темно-бурого цвета, от которого отходят несколько чешуевидных листьев на длинных черешках. Стебель от 10 до 30 см высоты, прямостоячий, голый или редковолосистый. Листья полукожистые, трехлопастные, у основания глубокосердцевидные, снизу часто покрытые пурпурным налетом. Цветки ярко-желтые, с тремя мелкими, подобными чашелистниками, зелеными листочками обертки и с 6 голубыми, подобными лепесткам, чашелистиками; венчик недоразвит; тычинок и пестиков много. Опыляется при помощи дождевой воды: это происходит при наполнении прямостоячего околоцветника водой, на поверхности которой плавают пыльцевые зерна. Внешне цветки ветреницы немного напоминают цветки лютика. Когда ветреница цветет, лесные деревья и кустарники только начинают распускаться. В это время в лесу много света. После того как деревья оденутся листвой и в лесу станет темно, развитие ветреницы заканчивается. Она начинает желтеть, стебель с листьями вянет и ложится на землю. В начале лета никаких следов растения уже не остается. Только в почве сохраняется живое корневище, которое на следующую весну дает начало новому побегу с листьями и цветком. Плоды — семянки с коротким изогнутым носиком. Цветет в апреле—мае. Для животных опасна ветреница только в свежем виде. Плод семянка.
Практическое занятие № 6
Тема: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»
Цель: научиться выявлять морфологические признаки животных, растений; определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.
Оборудование и материалы: рисунки, гербарные образцы.
Время выполнения – 1 час.
Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 6 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»»
Практическое занятие № 6
Тема: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»
Цель: научиться выявлять морфологические признаки животных, растений; определить, можно ли по морфологическим признакам судить о принадлежности организма к определенному виду.
Оборудование и материалы: рисунки, гербарные образцы.
Время выполнения – 1 час.
Часть 1. Изучение растений.
Рассмотрите предложенные образцы растений, сравните их.
На основании сравнения, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода, заполните таблицу.
Признак для сравнения
Тип корневой системы
Стебель (древесный, травянистый, прямостоячий, ползучий, стелющийся и т.п.)
Листья (простые, сложные)
Цветок или соцветие
Плод, его название (сочный или сухой, одно- или многосемянный)
Черты сходства двух видов растений одного рода_____________________________________________
Черты различия двух видов растений одного рода_____________________________________________
Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений?
Часть 2. Изучение животных
Рассмотрите рисунки двух животных разных видов одного рода. Сравните их.
На основании сравнения, составьте морфологическую характеристику двух животных одного рода, заполните таблицу.
Признак для сравнения
Заяц –русак. Заяц-беляк.
Черты сходства двух видов животных одного рода_____________________________________________
Черты различия двух видов животных одного рода_____________________________________________
Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности животных?
Сделайте общий вывод, на основе анализа своей работы.
Клевер ползучий – многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая. Стебель ползучий, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна – свободная. Плод – боб (продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета). Начало созревания семян – июнь-июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.
Клевер луговой – двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15-55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод – односемянный боб (яйцевидной формы); семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне-сентябре. Плоды созревают в августе-октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.
Наиболее известны в России зайцы – беляк и русак. Заяц-беляк: обитает в тундровой, лесной и частично лесостепной зоне Северной Европы, России, Сибири, Казахстана, Забайкалья, Дальнего Востока. Заяц – русак: в пределах России водится по всей Европейской части страны до северных побережий Ладожского и Онежского озер.
Заяц-беляк. Длина тела 44 – 74 см. Хвост в виде пушистого белого шарика, кончики ушей черные. Остальная окраска буроватая или серая летом и чисто-белая зимой. У беляка лапы широкие, с густым опушением, чтобы меньше проваливаться в сугробы (на лапах зимой отрастают меховые «лыжи»). Следы широкие, округлые, отпечатки задних лап лишь ненамного больше передних. Задние ноги намного длиннее передних и при движении выносятся далеко вперед. Длина следа задней лапы 12-17 см, ширина 7-12 см. У беляка уши короче, чем у русака, хвост снизу белый, шерсть мягкая.
Беляк – растительноядное животное с чётко выраженной сезонностью питания. Весной и летом он кормится зелёными частями растений. Местами поедает хвощи и грибы, в частности, олений трюфель, который выкапывает из земли. Беляк очень плодовит. За лето зайчиха приносит 2-3 помета из 3-5, иногда даже 11 потомков. Весной и осенью беляк линяет. Весенняя линька начинается в марте и кончается в мае. Живут беляки 8-9 лет, иногда доживают до 10, обычно же гибнут значительно раньше. Беляк – важный объект промысловой охоты, особенно на севере.
Заяц-русак. Длина тела 55–74 см. Хвост сверху и кончики ушей черные. Остальная окраска рыжевато-серая с черноватой рябью, зимой светлее, особенно на брюхе и боках. Лапы уже, чем у беляка. У русаков длина следа задней лапы 14-18 см, ширина 3-7 см. Задние ноги намного длиннее передних и при движении выносятся далеко вперед.
В летнее время русак питается растениями и молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать и корни. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры. Заяц-русак: пометов бывает 2-3 и даже 4. Весенний помет из 1-2 зайчат, более поздний из 3-4 (до 8). Русак является ценным промысловым животным, объектом любительской и спортивной охоты.
Вопросы для контроля:
1. Какова основная цель классификации организмов?
2. Что такое вид и критерии вида?
3. Какие критерии вида Вам известны?
4. Какова роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида? Приведите примеры.
5. Что такое популяция?
6. Почему биологические виды существуют в природе в форме популяций?
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. – М., 2014.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.