No Image

Животный мир водоемов краснодарского края

СОДЕРЖАНИЕ
129 просмотров
10 марта 2020

Фауна Краснодарского края весьма обширна, но неоднородна по численности и распределению. Более 600 видов животных внесены в списки встречающихся в Краснодарском крае. Класс птиц насчитывает около 320 видов. Рыбы представлены 163 видами, млекопитающие — 86, рептилии — 21, земноводные — 11 видами, причем среди них много эндемиков, то есть не встречающихся в других регионах. Высокий эндемизм свидетельствует о древности происхождения фауны. На территории края наблюдается смешение фауны Средиземноморья, Малой Азии, Ирана, Афганистана, Восточной Европы, Альп, Пиренеев. Собственно кавказский горно-лесной комплекс развивался преимущественно на месте с верхнего миоцена.

Фауна степной зоны края под влиянием хозяйственной деятельности человека претерпела существенные изменения. В первоначальном составе животный мир степей сохранился только на небольших участках, не освоенных сельским хозяйством. Из млекопитающих наиболее многочисленны норные животные и хищники: полевка обыкновенная, суслик малый, мышевка степная, мышь полевая, слепыш, лисица. Попадается здесь заяц-русак, а в долинах рек довольно обычна норка. В весенне — летний период в степи много хищных птиц, питающихся грызунами и насекомоядных. Исконно степные птицы — дрофа, стрепет — встречаются все реже. В лесонасаждениях обитает большое количество птиц, обычных для лесной зоны и полей. Особенно многочисленны колонии грачей. На рисовых системах этой зоны обитают крачки, кулики и другие околоводные птицы.

В лесостепи распространены животные, характерные для степной и горно-лесной зоны Предкавказья. Обычными являются обыкновенная белозубка, степной хорь, полевая мышь, кавказский крот, лесная куница, соня-полчек и лесная соня, кабан, косуля. Из птиц наиболее многочисленны и разнообразны по видовому составу синицы, вьюрки , дрозды. Встречаются лунь, пустельга, ворон, сойка. Фауна лесостепной зоны эндемиков не имеет, как и нет здесь только ей свойственных животных.

Для лесных районов нижнего и среднего пояса характерны животные, обитающие в широколиственных лесах Восточной Европы : медведь, барсук, лесная куница, белка, мышь лесная и желтогорлая, еж обыкновенный, малая и обыкновенная белозубки и другие. Восстановлен наш самый крупный лесной зверь — зубр. Широко представлены здесь птицы и рептилии. На скалистых осыпях и обочинах дорог, на старых пнях и больших камнях можно наблюдать скальную и кавказскую ящериц, кавказскую гадюку, обыкновенного и водяного ужей. Из земноводных обитают гребенчатый, малоазиатский и обыкновенный тритоны, квакша, кавказская крестовка и другие.

В высокогорном буковом лесу почти всегда влажно и прохладно. Только изредка тишину здесь нарушат случайно залетевшие снегири и гаички, а более уверенно себя здесь чувствуют черноголовый поползень и черный дятел.

Животный мир субальпийских и альпийских лугов представлен значительным количеством эндемичных видов и подвидов. Кавказская мышовка, прометеева полевка, предкавказский хомяк, кубанский тур распространены только на Кавказе. Не так давно здесь обитал среднеазиатский леопард. Обычными являются волк, лисица, летучие мыши, барсук, ласка, серна, зайцы, кабан, косуля, олень. Из 30 видов гнездящихся здесь птиц наиболее характерными являются кавказский тетерев, улар, белоголовый сип, гриф, ворон, бородач. Привычны здесь горный конек, альпийская галка, пестрый каменный дрозд. Следует назвать животных, которые одинаково хорошо чувствуют себя во всех зонах края. Это лисица, ласка, барсук, водяная крыса, серая крыса, домовая мышь, еж, многие летучие мыши, полевой и домовой воробьи, ворона серая и др. Некоторые из этих видов образуют на Кавказе особые подвиды.

Животный мир водоемов края. В водоемах края обитает около 150 видов рыб, принадлежащим к 47 семействам. По месту обитания они делятся на несколько экологических групп: морские — постоянно живущие в морях, пресноводные — обитатели пре-сных вод, проходные — живущие в море , но заходящие для размножения в реки.

Наиболее разнообразна ихтиофауна морских и пресноводных рыб. Из пресных водоемов больше видов рыб в приморских лиманах, меньше — в низовьях рек и лишь единицы в верховьях рек. Ихтиофауна Черного моря в пределах Краснодарского края насчитывает более 100 видов рыб. Из проходных малочисленны белуга, осетр, лосось. Из донных видов рыб — бычок, зеленуха, морская собачка, скорпена, игла, морской дракон, султанка, скат. Из крупных рыб — кефаль, сарган, скумбрия, ставрида, в течение года перемещается на огромные расстояния в связи с размножением и нагулом или зимовкой.

Основу рыбного промысла составляют хамса, тюлька, шпрот, кефаль, барабуля, ставрида, катран. Ихтиофауна Азовского моря насчитывает более 90 видов рыб. Видов здесь меньше, но по подуктивности Азовскому морю нет равных в мире. Вылов рыбы в 40-50 годы составлял 60 кг. с га. водной поверхности, тогда как в сравнении в мировом океане вылавливалось 1-2 кг. Наиболее характерными и постоянными обитателями этого водоема являются белуга, осетр, севрюга, рыбец, шемая, судак, тарань, чехонь, лещ азовский пузанок, камбала, несколько видов бычков. В теплое время года из Черного моря в больших количествах заходит хамса, сельдь. Вдоль кубанских берегов особенно в зоне выноса пресных вод обычны типичные пресноводные: сазан, сом, щука, жерех, уклея.

Наиболее ценными здесь являются группа проходных и полупроходных рыб: осетровые, рыбец, шемая, судак, тарань. Стадо кубанских осетровых благодаря искусственному разведению остается стабильным. В пресных водоемах края — лиманах, реках, озерах, прудах, водохранилищах — встречаются более 80 видов рыб. В Кубани обитает 52 вида. Наиболее распространены щука, красноперка, усач, лещ, серебряный карась, сом, судак, окунь. в период нереста в Кубани появляются севрюга, осетр, рыбец, шемая, тарань. В верхних горных притоках — форель, гольян, голец.

Читайте также:  Витрина для хомяка своими руками

В реках Русского Причерноморья обитает 20 видов рыб: форель, голавль, гольян, пескарь, усач, бычок, в устья рек заходят морские виды рыб. Особая группа соленые Черноморские лиманы — Кизилташский, Цокур, где разводят кефаль, многочисленна мелкая камбала — Глосса.

Уникальность природы Кавказа получила международное признание и и в 1978 году Кавказский государственный заповедник получил статус биосферного. Главная фаунистическая достопримечательность — кавказский зубр. Это крупное млекопитающее, покрытое густой и длинной шерстью, ведущее стадный образ жизни. Самцы крупнее самок, взрослый самец может достигать 3,5 метров в длину и высоты 2,5 метра в холке, вес такого животного около 1 тонны.

Так же находятся под охраной: Бурый медведь — окраска от светло-бурой и серебристой до темно-бурой. Длина тела достигает 2 метров, а масса до 450 кг. Живут медведи до 40 лет. Обычно не мигрирует — живет в одном и том же месте. Питается мелкими грызунами, ягодами, любит мед, желуди, орехи — все это есть в лесах на территории края.

Кавказская рысь — предпочитает широколиственный лес с густым и труднопроходимым подлеском, обитает в горах на безлесных склонах, среди скал и осыпей. Туловище короткое 90-100 см с длинными ногами, окрас рыжего цвета с неярким рисунком из черных пятен и полосок. Охотится на зайцев, мелких копытных, птиц, грызунов в ночное время. Вооружена острыми, изогнутыми втяжными когтями.

Благородный олень — крупное животное с длиной тела до 2 метров и высотой в холке до 1,5 метра. Вес взрослого животного достигает 300 кг. Шерсть рыжевато — коричневая, молодые особи пятнистые. Красивые рога только у самцов, в конце зимы они их сбрасывают и появляются новые. Оленята появляются в мае.

Косуля — самый маленький олень на Кубани. Длина тела 110-120 см, высота в холке — 70 см. Животное очень грациозное, задние ноги несколько выше передних, вокруг маленького хвоста всегда белое пятно, рога не превышают 25 см. Главный враг косули волк.

Серна — населяет только горы. Стремительно передвигается по скалам и снежникам, для этого имеет крепкие копыта приспособленные для перемещения по отвесным склонам. Шерсть рыжая, весит до 50 кг, обитает в зоне субальпийских и альпийских лугов.

Западный тур — эндемик, обитает только на западных склонах Кавказского хребта. Окрас рыжеватый, его отличают мощные дугообразные рога загнутые внутрь и вниз. Длина туловища 150 см, высота до 110 см, весит около 140 кг.

Горностай — небольшой зверек семейства куньих с окраской меняющейся по сезонам — зимой весь белый с черным кончиком хвоста, хищник, питающийся грызунами. Живет обособленными парами.

Бородач — крупная птица отряда соколообразных с размахом крыльев 2,5 метра с узкими бурыми крыльями и хвостом, под мощным изогнутым клювом — подобие бородки из пучка черных перьев. Гдездо в диаметре достигает 1,5 метра. В пищу бородача идут крупные кости, куски шкур погибших животных.

Белоголовый сип — хищник из рода грифов, это птица падальщик с размахом крыльев 2,5 метра. Голова у сипа голая, а шея покрыта редким беловатым пухом, у основания шеи ожерелье из белых перьев. Самка откладывает всего одно яйцо.

Кавказский тетерев — величиной с курицу или чуть крупнее. Самец с нарядным черно-синеватым оперением, самка имеет пеструю скромную окраску. От обыкновенного тетерева отличается тем, что имеет изогнутые книзу рулевые перья хвоста и отсутствием белого зеркальца на крыле.

Улар кавказский — отряд курообразных, встречается в высокогорье. Масса птицы до 1 кг. Самцы более крупные по сравнению с самками, в окраске преобладают темно-серые тона. Предмет охоты как для хищников , так и для человека.

Эскулапов полоз — обитает на каменистых, поросших кустарником склонах, облесенных ущельях. Достигает длины 1,5 метра. Имеет окраску от светло-желтой до темно-коричневой, брюхо белое или желтоватое. Укус неядовит.

Гадюка кавказская или гадюка Казнакова — длиной до 60 см, яркая по окраске с преобладанием красных и желтых цветов змея. Часто попадаются чисто черные особи, сохраняющие характерный окрас только на губных щитках. Ареал змеи очень ограничен. Встречается в широколиственных и хвойных лесах, по долинам рек поднимается на высоту до 2500 метров. Укус гадюки ядовит.

Ручьевая форель — обитает в горных реках. Достигает размера до 35 см и массы до 500 граммов. Имеет темную окраску спины, а брюшная сторона желтовато-белая. На боках и плавниках многочисленные черные, красные, оранжевые пятна, окруженные светлым ободком. Без труда преодолевает пороги и даже небольшие водопады.

Методическая разработка урока по «кубановедению»

«Растительный и животный мир водоёмов края»

Подготовила и провела
учитель начальных классов
Н.Ф.Зачиняева

ТЕМА: Растительный и животный мир водоемов Краснодарского
края.

ЦЕЛИ:
Сформировать у учащихся представление о роли животного и растительного мира водоемов края.
Развивать познавательный интерес к природе края.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Физическая карта края, рисунки, иллюстрации растений и животных водоемов.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы поговорим о богатстве растительного и животного мира водоемов.
Хозяин подводных и береговых богатств
В свое царство не пустит нас,
Пока о водоемах
Не услышит он рассказ.
П. Проверка домашнего задания. Тест «Водоемы нашего края».
1. Хранилища воды называют:
а) низменности;
б) водоемы
в) плато.
2. К искусственным водоемам относятся:
а) озеро, море, водопад.
б) пруд, канал, водохранилище.
В) ручей, лиман, река.
3. Водоемы – это:
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой воды;
б) украшение Земли:
в) место обитания животных и растений.
-Молодцы. О водоемах знаете вы, ответы достойны похвалы.
Ш. Работа над новым материалом.
1. Растительный мир водоемов нашего края.
-Сегодня поговорим о животном и растительном мире водоемов.
-Скажите, мы познакомились с водоемами, а есть ли животные?
-Есть ли растительный мир?
-Давайте вспомним экскурсию на нашу реку Понура.
-Какую растительность мы встретили сначала? (деревья, кустарники)
-Что увидели, подходя к берегу? (рогоз, осока)
-Что растет в воде? (камыш, а летом ряска, водоросли)
-В какой местности протекает наша река? (степная).
-Ребята, на примере нашей реки мы выяснили, что на берегах многих рек, озер, морей часто растут деревья и кустарники. В нашем крае это ясень, тополь, осина и многие другие деревья. Из кустарников можно часто встретить терновник, шиповник, ежевику. Но чем ближе к воде, тем влажнее почва, ненадежная земля, поэтому у самой воды деревья не растут. На берегах наших спокойных степных рек растет стройный и гибкий тростник высотой почти до 3м, пониже его рогоз и камыш, еще ниже осока – трава. Почти все наши реки, лиманы и плавни окаймлены в ширину от 20 до 200м тростником ежеголовника, встречается сусак, телорез, стрелолист и другие. Такие заросли надводной растительности занимают в Кубанских лиманах более 20 тыс. гектар. В наших водоемах развивается также мощная подводная растительность в виде харовых водорослей, урути колосисто, ряски, кувшинок и лотосов. Заросли индийского лотоса мы можем увидеть в Гривинских лиманах.
-Ребята, скажите, будет ли отличаться растительный мир равнинных рек от горных рек? (ответы детей)
Сообщения подготовленных учеников.
1 ученик. Растительность горных рек, стекающих по северной стороне главного Кавказского хребта, очень разнообразна и прекрасна. По высоким и крутым берегам шумных, бурных рек раскинулись пихтовые леса, густые дубравы, буковые леса, очень много всевозможных лиан, кустов, боярышника, калины, шиповника. Среди широколиственных лесов встречаются участки даже дикоплодных лесов, состояние из яблонь и груш.
2 ученик. Растительность рек Черноморья отличается от остальной растительности обилием солнечного тепла, значительное количество осадков, высокая влажность и мягкая зима способствовали сохранению реликтовых деревьев, т.к. тис и самшит, кроме них бук, лавровишня, граб, каштан, иглица, черешня, множество лиан, черешня. В районе г. Геленджика леса из сосны пицундской, а между Анапой и Геленджиком можжевеловые кустарники.
-Спасибо вам за сообщение!
-Ребята, скажите, вы были на море?
-Какую растительность вы видели? (ответы детей)
1У. Физминутка. Я называю рыб -2 прихлопа
Я называю водоплавающих птиц -2 наклона
Я называю животных -2 притопа
Игра на внимание.
(Утка, ондатра, щука, жук-плавунец, карась, цапля, стрекоза, чайка, комар, хамса, дельфин).
-Мы знаем, что водоемы бывают естественные и искусственные. А еще – пресные и соленые.
-Как можно назвать рыб, животных, птиц, моллюсков, живущих в море? (морскими животными).
-Вы были на море? Каких птиц вы видели? (чайки)
Уч. – Из птиц, кроме чаек, обитают буревестники, утки-нырки, бакланы и другие виды.
-Каких животных вы видели? (дельфинов)
-У нас в морях водятся три вида дельфинов, в южных и западных районах моря живет тюлень-монах. На дне Черного моря обитают устрицы, мидии, пектен, а также интересный моллюск – хищник – рапан. В морях водятся огромное количество рыб. Только в Черном море около 180 видов. Наиболее крупные – белуги достигают до 1,5 тонн, тунец весит до 500 кг. Встречается меч рыба размером до 5 метров. Очень много промысловых рыб: хамса, сардина, пеламида, кефаль, осетр, камбала, сельдь. Водятся морские бычки, морские коньки и иглы, морской кот, барабуля и другие рыбы.

Читайте также:  Почему у попугая дрожит хвост

-Ребята, а каких птиц вы видели на берегу реки? (утка, цапля, лебедь).
-Это пресный водоем или соленый? (пресный)
-Что вы можете рассказать о животных пресных водоемов?
1. Сообщение детей. О рыбах, жучках, моллюсках.
В пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Это водомерки, пауки-плавуны, комары, лягушки, рыбы, рачки, черви, моллюски. Все эти животные служат для пищи молоди и взрослых рыб. В наших реках, лиманах насчитывается более 70 видов рыб. В наших реках живут сазаны весом до 15 кг, тарань, серебристый карась, сомы до 100кг, судак, окуни, ерши. В горных реках, чистых водах водится форель. В нашем крае очень много хозяйств, которые занимаются разведением ценных пород рыб.
2. Сообщение о птицах и зверях.
Богат и разнообразен животный мир водоемов. В зарослях тростника виднеется ондатра и мускусная крыса. Это животные, ведущие ночной образ жизни. На отмель прилетает цапля, выпь. Отличные рыболовы бакланы и пеликаны. В небе охотится сокол. В лиманах водятся гуси, лебеди, кулики. По берегам наших рек выдры, норки, землеройки. В густых зарослях камыша находят пищу и жилище дикие свиньи и камышовые коты-хаусы.
У. Закрепление изученного.
Чтобы закрепить изученное, попробуйте разгадать кроссворд.
По горизонтали:
4. Цветок желтого цвета, плавающий на поверхности воды с большим листом.
5. Хищное насекомое с длинным тонким телом и двумя парами прозрачных крыльев.
7. Высокое травянистое растение с тугим коричневым початком.
10. Полезное животное, уничтожающее вредителей и живущее в прибрежной зоне.
11. Маленькое плавающее растение, разрастающееся прямо в воде.
12. Водоплавающая птица.
По вертикали:
1.Крупная птица с длинной тонкой шеей и длинными ногами.
2. Морская водоплавающая птица с мелким густым оперением (что белого цвета).
3. Кровососущее насекомое.
4. Пресноводная рыба с красными плавниками.
6. Животное-грызун с ценным мехом коричневого цвета.
8. Хищная рыба с вытянутой головой и удлиненным телом.
Ответы:
По горизонтали: по вертикали:
4.Кубышка 5.Стрекоза 1. Цапля 2. Чайка
7.Рогоз 9. Водомерка 3. Комар 4. Карась
10. Лягушка 11.Ряска 6. Ондатра 8. Щука
12. Утка

Читайте также:  Брага не пенится почему

Я считаю, что работа по формированию экологической культуры детей – это создание своеобразной здоровосберегающей среды в ДОУ, потому что только заботящийся о «здоровье» природы человек может рассчитывать на сохранения собственного здоровья в этом мире.

Скачать:

Вложение Размер
lena_mo.docx 18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 посёлка городского типа Ильского муниципального образования Северский район

Материалы из опыта работы по проекту «Животный и растительный мир пресноводных водоемов Краснодарского края»

Подготовила: Смолина Е.А

Доброго вам дня, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы предложить вашему вниманию материалы работы по проекту «Животный и растительный мир пресноводных водоемов Краснодарского края»

Почему мною была выбрана именно эта тема? Не секрет, что на нашей планете в настоящее время существует множество экологических проблем: глобальное потепление, резкое изменение характера климата, загрязнение отходами производства и жизнедеятельности человека воздушной, водной, наземной среды, обмеление рек, нехватка питьевой воды, резкое сокращение численности (а в некоторых случаях – безвозвратное исчезновение с лица Земли) видов растений и животных. Проблема сохранения, восстановления водных ресурсов края и охраны природного сообщества наших водоемов очень актуальна: мелеют реки, в природные водоемы попадают воды из рисовых чеков с большим количеством удобрений и гербицидов, многие виды растений и животных нуждаются в охране, скудеют рыбные запасы, наблюдается дисбаланс в жизни природных сообществ рек, озер, лиманов. Решать ее будет не одно поколение людей. Ее решение зависит, в том числе, и от того, будет ли сформировано экологическое сознание о наших дошколят.

В ФГОС ДО одной из задач работы ДОУ названа: «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Я считаю, что работа по формированию экологической культуры детей – это создание своеобразной здоровосберегающей среды в ДОУ, потому что только заботящийся о «здоровье» природы человек может рассчитывать на сохранения собственного здоровья в этом мире. Беречь можно то, что тебе известно, понятно. Мир рек, озер, лиманов очень красочен, ярок, но не всегда напрямую доступен для изучения детьми. Современные технические средства, разнообразные формы организации работы по теме способствуют «погружению» в интересную для них тему, делают их активными участниками образовательного процесса.

Цель проекта: формирование системы естественно-научных представлений о животном и растительном мире пресноводных водоемов Краснодарского края, экологической культуры детей.

В ходе реализации проекта проведены мероприятия:

  1. Оформлены тематические альбомы

«Обитатели водоемов Краснодарского края»,

«Природа водоемов Кубани»,

Одним из основных дидактических принципов работы в ДОУ является наглядность. Работа с наглядным материалом повышает у детей интерес к деятельности, а значит ее эффективность.

  1. Оформлена тематическая подборка книг природоведческого характера. Работа с книгой оказывает большое влияние на развитие ребенка: помимо знаний и представлений об окружающем, дети получают возможность поделиться своими знаниями, а значит у них совершенствуется связная речь, они учатся составлять лексические конструкции причинно-следственного характера, идет развитие внимания, памяти, мыслительных операций.

(Слайд №7) – оригами

(Слайд №8) – выставка рисунков

  1. Разработан цикл занятий по художественно-эстетическому развитию. Уважаемые коллеги, вы все знаете, что ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – деятельность. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) позволяет детям реализовать свое мировосприятие в наиболее интересной, доступной для них форме.
  1. Дидактическое пособие «Знай свой край» позволило разнообразить формы работы по теме проекта: пособие использовалось для проведения дидактических игр, было задействовано во время проведения организованной образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Пособие выполнено в виде макета физической карты края, в комплекте к нему идет набор изображений (фотографий, картинок), представителей флоры и фауны края по темам («Дикие животные», «Птицы», «Обитатели морей», «Обитатели пресноводных водоемов», «Растения», «Цветущие растения»).
  1. Тематический альбом «Внимание: мы нуждаемся в защите!» (животные и растения водоемов края, занесенные в Красную Книгу) помогает детям познакомиться с представителями природного сообщества края, нуждающимся в охране и защите.
  1. Итогом работы с родителями по проекту стала организация экологического десанта по уборке прибрежных территорий водоемов (реки Иль, Убин)

Результаты работы по проекту:

  1. Активизация познавательного интереса, любознательности детей про теме «Природный мир Краснодарского края»
  2. Систематизация детских знаний и представлений о растительном мире, обитателях рек, озер, лиманов края
  3. Сформированность элементарных компонентов экологической культуры детей, сознание ответственности за свои действия и поступки, влияющие на природное окружение
  4. Развитие психических познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций – анализа, синтеза, обобщения, конкретизации)
  5. Совершенствование связной речи детей (активное использование лексико-грамматических конструкций причинно-следственного характера)
  6. Воспитание любви к родному краю, чувство гордости за принадлежность к нему и ответственного отношения к его природе
  7. Включение родителей во взаимодействие по проблеме экологического воспитания дошкольников
Комментировать
129 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector